ЗЕЛЁНОЕ ЗОЛОТО

Как я и анонсировал ранее, мы потихоньку переходим на платный контент, который будем размещать на нашем новом сайте Академии гастрономического туризма: гастротур.рф

Но и этот сайт мы забывать не будем, публикуя определённые материалы. Данную статью опубликовать рублей за 100 было большое искушение, в качестве пробного шара. Но мы же не крохоборы какие-то. Наш приоритет, по-прежнему – распространение знаний о гастрономическом туризме среди тех, кто в этих знаниях заинтересован. Да и вообще, чтобы ваша голова всегда была занята мыслями о гастрономическом туризме. Понимаю, что сейчас стране не до туризма и, уж тем более, не до туризма гастрономического. Даже гастрошарлатаны вездесущие приутихли. Однако, все кризисы рано или поздно заканчиваются. Пройдёт и это, уже получившее термин «поликризис». Впрочем, о поликризисе и разборе этого явления через призму гастрономического туризма мы практически подготовили отдельную статью, которую опубликуем до Нового года. Пройдёт – а вы уже готовы благодаря нашим обзорам, публикациям и аналитике.  Поэтому даём вам очередную пищу для размышлений. Не ставьте крест на гастрономическом туризме и на нашей Ассоциации гастрономического туризма России. Всё только начинается!

Зелёное золото — это про фисташки. Рассмотрим данную товарную культуру на примере Испании.

Тенденция состоит в том, что испытывающие трудности производители, распахивают сегодня пшеничные поля и виноградники под более прибыльные и устойчивые к засухе культуры. Конкретно – под фисташки.

Поскольку испанские фермеры зарабатывают от 65 до 85 центов за каждый килограмм оливок, которые они производят и около 65 центов за виноград — фисташки, которые стоят 6-8 евро за килограмм, находятся в другой лиге. Они намного выгоднее и дешевле в производстве, и это означает, что выживет гораздо больше фермеров. Фисташки могут выдерживать жару и холод. Они могут процветать на бедной, неглубокой почве. Самое большое препятствие заключается в том, что фермерам, которые сажают фисташки, приходится ждать, по крайней мере, семь лет до получения первого приличного урожая. Хотя многие фермеры убеждены, что стоит подождать. Тем более, что спрос продолжает превышать предложение. В прошлом году Испания собрала 2 800 тонн фисташек с 70 000 гектаров. Но она по-прежнему новичок на рынке, где доминируют Калифорния, Иран и Турция, на долю которых приходится почти 90% мирового производства.

Фисташки выдерживают засуху – это важный фактор  – но нуждаются в обильном поливе на стадии формирования орехов. В Калифорнии сильная засуха и ограничения на использование подземных вод уже угрожают урожаю этого года.

В Иране нехватка воды сократила производство на 35% в прошлом году, в то время как засуха вокруг Газиантепа на юге Турции, где произрастает 42 миллиона фисташковых деревьев, сократила урожай на 40%. Это урожай будущего и ему требуется меньше воды, чем, например, миндалю.

Хотя Испания является небольшим игроком, она конкурирует за качество, а не за количество. Большинство плантаций в Испанской Ламанче являются органическими, что придаёт их урожаю дополнительную ценность. Например, в Иране этот продукт совсем не так хорош, как в Турции. Люди признают это и готовы платить за это.

Фисташки в основном употребляются в пищу в качестве закусок, но также широко используются в ближневосточной кухне, а также в производстве тортов, конфет, мороженого и косметики. Популяризация ближневосточных блюд с помощью таких шеф-поваров, как Йотам Оттоленги, также увеличила спрос на фисташки на западе.

Люди постоянно покидают сельскую местность. Может ли «зелёное золото» фисташек привлечь людей обратно на землю? «Люди из моей деревни уехали в город, потому что не могли выжить как фермеры», — говорят испанские фермеры. ”Но теперь они видят, что, даже имея всего 10 или 15 гектаров, можно прилично зарабатывать на жизнь».  “Мы полны решимости убедиться, что не совершим ту же ошибку, что и в случае с вином, когда мы доверили маркетинг другим, а сами фермеры так и не получили выгоды. Мы хотим быть уверены, что фисташки принесут пользу именно фермеру”.

К чему я решил опубликовать именно этот материал? Виноградарство и виноделие – не мой конёк. И, возможно, на меня обидятся наши виноделы. Но давайте посмотрим объективно на вопрос с другой стороны. Культуры потребления вина в России не было и до сих пор не появилось. Конкуренцию наши вина также не выдерживают с винами традиционных винодельческих регионов мира: как по качеству, так и по цене. Далеко не все наши регионы, выращивающие виноград, дают нужную для виноделия ягоду. Понимаю, что охота пуще неволи и есть фанаты виноградарства даже в тех наших регионах, которые обречены на неудачу. Я ничего не утверждаю, ни к чему не призываю. Я просто, по традиции, даю вам пищу для размышлений в надежде, что кому-то это сможет оказаться полезным. Ну и следите внимательно за нашими публикациями, которые вновь становятся регулярными, как и раньше.