КУЛИНАРНЫЙ ТУРИЗМ: РОССИЯ VS ПОЛЬША

НедавDSC_0123но, после одной из своих лекций, возвращался я домой. С одним из коллег оказалось по пути и пока мы шли к метро – заспорили о гастрономическом туризме в Польше. Мой собеседник настаивал, что никакого гастрономического туризма в Польше нет, что он объездил Польшу вдоль и поперёк и ничего там не увидел. А я как раз в тот момент разрабатывал для Калининградской области план по развитию местного гастрономического туризма, по приграничному сотрудничеству с Польшей и потому опыт развития кулинарного туризма Польши изучил очень-очень досконально. Я тогда с собеседником спорить не стал. Да и сейчас ни с кем спорить не буду. Просто проведу в этой статье сравнительный анализ того, что есть в Польше и чего нет у нас. И если после этого кто-то скажет, что в Польше гастрономического (там его называют кулинарным) туризма нет, тогда что же в России называют гастротуризмом?

Работа по изучению опыта развития кулинарного туризма Польши меня сразу захватила с головой. Мне было крайне интересно понять, почему Польша, во многом похожая с нами страна и по крови, и по историческим параллелям, да и просто как бывшая часть Российской империи, а позднее и социалистического лагеря, при равных с нами стартовых возможностях после краха коммунистического строя, добилась столь значительного результата. По крайней мере, по сравнению с посткоммунистической Россией. Самый обидный для меня, как русского человека, вывод лежит на поверхности: у нас разный менталитет, разный взгляд на вещи и разный подход к решению задач. И разность эта не в нашу пользу… Период упадка Польши во второй половине 1980-х годов был охарактеризован сильным дефицитом товаров народного потребления и, в том числе, продуктов питания. Несмотря на введённое нормирование и продуктовые талоны, даже основные продукты были труднодоступными. Это создало серьезные ограничения на туристические поездки.  Еще одна проблема заключалась в стандартизации продукции в соответствии с применимыми в стране производственными стандартами (того же вида колбасы или водки). Как ни парадоксально, однако, нехватка рынка и отсутствие пищевой промышленности помогло сохранить традиционные, передаваемые из поколения в поколение, домашние рецепты. После 1989 года, наряду с политическими изменениями, рынок общественного питания Польши подвергся быстрой и глубокой трансформации. Была проведена почти полная приватизация пищевой промышленности и были созданы тысячи мелких, часто семейных предприятий с очень разнообразными и гибкими предложениями. А что сделали мы со своими приватизационными ваучерами? При приватизации нас обмануло собственное правительство, остатки от украденного государством у нас увели мошеннические инвестфонды, а остатки от остатков мы продали за копейки неизвестно кому. Сработала вековая русская поговорка: «не жили хорошо – нечего и начинать». Затем в Польше взяли курс на постоянно повышаемый уровень предоставляемых услуг и, в том числе, на принудительную, очень сильную конкуренцию в этом секторе. А у нас до сих пор зайдёшь на рынок – у всех одинаковый товар с одинаковыми ценами. А то вдруг обидится сосед по прилавку или азербайджанец-перекупщик. Следующим важным этапом в кулинарном развитии Польши оказался факт приезда в страну некоего (в России совершенно не известного) иностранного шеф-повара по имени Курт Шеллер. Это был не первый приехавший иностранный шеф, но  его широкое бизнес-образование и популяризация (показ ТВ-программы «Кулинарная азбука Курта Шеллера» + участие в качестве  члена жюри в многочисленных кулинарных конкурсах, создание многих кулинарных организаций, школ  и Академии Курта Шеллера) способствовало росту интереса не только к хорошей кухне, но и к польскому кулинарному наследию.  В России же в это время был мало кому известный, но показательный случай, когда в одном известном ресторане шефом стал обычный мужик, нигде не учившийся и ни дня не работавший у плиты. Мужик придумал себе звучное иностранное имя-фамилию и «лепил горбатого» до тех пор, пока его не разоблачили, в конце концов, гости ресторана. Вы думаете, его хотя бы побили? Нет! Москвичам настолько понравилось то, как их обдурили, что к этому мужику стало ходить ещё больше народу. Мужик этот, кстати, сегодня не сходит с обложек глянцевых журналов и именуется королём российской гастрономии. Поневоле сразу вспоминается фраза министра Лаврова: «Дебилы, ***». Ну а наши кулинарные передачи, помните, кто вёл, да и до сих пор ведёт? Ага. Макаревич, Королёва, Ургант и прочие медийные домохозяйки. Профессионалов нормальных телевизионщики не нашли, видишь ли… Ещё одним ключевым моментом для становления кулинарного туризма Польши стала возможность свободно ездить за рубеж. Как и в России. Куда поехало и продолжает ездить поголовное большинство россиян? В Египет и Турцию, где купив путёвку в двухзвёздный отель на пятой линии от моря с опцией «всё включено» круглосуточно обжираются и напиваются на шведских столах сомнительного качества. Поляки же поехали в Европу. И не только гулять и развлекаться, а перенимать опыт, технологии, учиться у европейских поваров, рестораторов и фермеров. После чего тиражировали полученный опыт у себя на родине, открывая семейные ресторанчики, пивоварни, возрождая свои виноградники и развивая эко-фермы. Как говорится – почувствуйте  разницу…Далее поляки не придумали ничего нового, просто взяв за основу мировой опыт и применив его у себя. ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ ПЕРЕЕХАЛО НА НАШ НОВЫЙ САЙТ: ГАСТРОТУР.РФ  https://гастротур.рф/wpm/start/