image (1)

МЫ РЕШИЛИ ВЗЯТЬ У ВАС ИНТЕРВЬЮ О ГАСТРОНОМИЧЕСКОМ ТУРИЗМЕ. НАСКОЛЬКО В РОССИИ СЕГОДНЯ РАЗВИТ ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ?
— По моему мнению ,и с этим мнением соглашается большинство моих коллег, гастрономический туризм в России не только вообще не развит, но и находится на сегодняшний день только ещё в зачаточном состоянии. Тенденция по развитию этого вида туризма добралась и до России, но что с ней делать и как развивать — практически никто не знает, не умеет, и даже не понимает. Отсюда и происходят различного рода инсинуации, какие-то нездоровые фантазии и, порой, откровенные спекуляции на гастрономическом туризме.

У КАКИХ ГОРОДОВ НАИБОЛЬШАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ГАСТРОНОМИЧЕСКОМ ТУРИЗМЕ?

-Многие города и регионы сегодня проявляют свою заинтересованность гастрономическим туризмом. Ещё гораздо большее число городов и сёл имеют прекрасный потенциал для развития этого направления. Но, в реальности, сегодня мало кто из них этим занимается. Наиболее активны и последовательны  – в первую очередь это Алтайский край при всесторонней поддержке своего губернатора. Это также Московская область, Питер, Мурманск. Тверь вот занялась, прочие отдельные города, регионы и, даже, деревни. Только результатов ощутимых пока нет. Нет у нас в стране, практически, специалистов по гастротуризму. А к нам в Ассоциацию практически не обращаются за помощью. То ли мы на слуху пока ещё мало, то ли люди на дилетантах уже обожглись и теперь никому верить не решаются.

КАКИЕ ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ТУРЫ ПО РОССИИ МОГЛИ БЫ СТАТЬ ПОПУЛЯРНЫМИ У ИНОСТРАНЦЕВ?

-Практически любые. И не только гастрономические. Сам по себе гастрономический туризм – предмет далеко не простой. Кроме того, что он интересен сам по себе, его основной потенциал заключён в поддержке и развитии остальных, более привычных и известных видов туризма. Приехал ли турист посмотреть наши дворцы, храмы, искусство, города, приехал ли в гости к друзьям в Россию или по вопросам своего бизнеса – турист хочет ежедневно и не менее трёх раз в день поесть и попить. И куда бы он не приехал, турист с большей радостью отведает региональную кухню, местные т.н. специалитеты, нежели одинаковый во всём мире вкус биг-мака или кофе из Старбакса. И местная еда у туриста задержится в памяти намного дольше, чем всё им увиденное. Потому что только при потреблении пищи у человека задействованы одновременно все органы чувств, а не только зрение и слух, как при обычной экскурсии. Гастрономический туризм вообще является связующим звеном для 19-ти отраслей экономики и поэтому имеет огромный экономический потенциал для любой страны мира. Особенно для России сегодня.А ИЗ КАКИХ СТРАН ЧАЩЕ ВСЕГО ПРИЕЗЖАЮТ, ЧТОБЫ ПОЗНАКОМИТЬСЯ ГЛУБЖЕ С РУССКОЙ КУХНЕЙ?

-На первом месте сегодня Китай. Затем Германия и США. За ними Турция, Израиль, Великобритания, Корея, Италия, Испания, Франция. Отмечен рост туристического потока из стран Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Но это в общем. Так как статистики по гастрономической подоплёки туров просто нет. А мы этой массе народа толком и предложить особо ничего аутентичного не можем по гастрономии. И задача нашей Ассоциации гастрономического туризма – этот пробел заполнить.

СЫРНЫЙ КУСОЧЕК ИТАЛИИ;  ХЛЕБНЫЙ АНГЕЛ РОССИИ С БЕРЁЗОВЫМ ХЛЕБОМ; ВИННЫЙ ТУР ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ И ВЕСЬЕГОНСКИМ ВИНАМ. НАСКОЛЬКО ВОСТРЕБОВАНЫ ТАКИЕ ТУРЫ? КТО В НИХ ОТПРАВЛЯЕТСЯ?

-Я с большим уважением отношусь к людям труда, фермерам, бизнесменам и предпринимателям. Я признаю тот огромный вклад, который они делают, развивая местное производство, улучшая качество продуктов, заботясь о лошадках и коровках. Но всё Вами перечисленное не имеет абсолютно никакого отношения к гастрономическому туризму. А в некоторых случаях это даже, очень мягко говоря, профанация гастрономического туризма. Если в эти туры ездят и они продаются, значит они востребованы. Вопрос в том, какими методами они продаются. Люди едут в тур по историческим местам, а по факту их завозят в магазин и лишь немного водят по городу. Люди едут в гастротур, а гастротур – просто новое модное слово для завлекалочки. Ну немного покормят, продадут опять же чего на дорожку, а основное время по городу укатывают с обзорами красот. Я много о таком в своих статьях писал. Поэтому, чтобы не быть голословным, лучше в интернете о таких типа турах отзывы почитать. Если, конечно, это подлинные отзывы или не выхолощенные.

ЧТО ЕЩЁ В ПЛАНЕ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НАША СТРАНА МОЖЕТ ПРЕДЛОЖИТЬ РОССИЯНАМ?

-Потенциал велик. У нас огромная страна. Большое количество народов и народностей. И все они имеют свои кулинарные традиции и гастрономические особенности. Есть этносы и исчезающие народы. Вся их кухня и традиции питания совершенно не сохранены, не описаны и ждут своих исследователей, наследников их культуры и питания. Гастротуризм – это новые рабочие места (особенно для женщин), это развитие сельских поселений, дотационных регионов. Всего перечислять – времени не хватит.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ?

-Единство власти, бизнеса и гражданского общества. Бизнес производит, власть поддерживает, общество потребляет. И у всех троих должна быть совесть и гражданская ответственность. В том числе и социальная ответственность. А сегодня у нас, пользуясь ситуацией, большинство кинулись за государственной бюджетной поддержкой. Выкручивают руки или выжимают слезу, вместо того чтобы включить голову и работать в нынешних реалиях. Власть, имея свои определённые опасения, идёт этим просителям и профессиональным плакальщикам на встречу. В итоге вновь создаются нежизнеспособные проекты и пустая трата бюджетных средств. Нашей Ассоциации гастрономического туризма больно и печально на это смотреть, но наш голос тонет пока впотоке этих активных и профессиональных бизнес-просителей. Создавайте проекты, выигрывайте с ними гранты, а не просто типа «подайте мне денежку на развитие местного гастротуризма» или «на продвижение серых щей». Наша Ассоциация гастрономического туризма и в этом вопросе имеет свои наработки. И мы готовы их обсуждать, развивать. У нас есть решения быстрые, есть долгие. Но дорогу осилит идущий.

СПАСИБО, АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, ЗА ИНТЕРЕСНОЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ. ЖЕЛАЕМ ВАМ И ВАШЕЙ АССОЦИАЦИИ УСПЕХОВ В НОВОМ И НЕПРОСТОМ ДЕЛЕ РАЗВИТИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА РОССИИ.