ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ НА СЕЛЕ

В течение 20-го века индустриализация создала угрозу производителям продуктов, вследствие чего многие из них откаimage (3)зались от своих традиционных способов производства. Но в последние два десятилетия в мире наблюдается всплеск спроса на качественные продукты и проверенные временем методы их изготовления. И не смотря на очередные кризисные явления в нашей стране, Россия также не останется в стороне от этой тенденции.  Хотя в России до полноценного и истинного гастро-туризма ещё очень далеко, а роль его в экономике страны категорически не оценена – не могут остаться незамеченными попытки некоторых энтузиастов что-то предпринять в этом направлении. Наша Ассоциация, как флагман развития Российского гастрономического туризма, не может не приветствовать эти попытки, но при этом не может не обращать внимания на ошибочность большинства таких предпринимаемых попыток. Цель данной статьи — помочь вам разобраться в этих вопросах и наиболее полно использовать потенциал гастрономического туризма.

Гастрономия в сегодняшнем мире – один из элементов в новой концепции культурного наследия и культурного туризма, движимый тенденцией роста благополучной жизни, натуральностью, защитой окружающей среды и потребностью приобретения качественного продукта. Туристы всё чаще выбирают продукты, которые подчёркивают наследие и культуру места, которые содействуют сохранению традиционных форм хозяйства и культурного наследия. Гастрономия, как туристический ресурс, ценится не только ради себя самой, но и потому, что гастрономический туризм способен генерировать развитие сельских районов. Гастрономический туризм способствует повышению сельских доходов, источников повышения уровня этих доходов, а также занятости местного населения (особенно женщин). Кроме этого, еда занимает ключевое место в моей любимой концепции: «мысли глобально, действуй локально». Некоторые покупатели продуктов заинтересованы в том, чтобы поддерживать местный бизнес или защищать окружающую среду, избегая продуктов, которые были перевезены на большие расстояния.

Гастрономический туризм идёт рука об руку вместе с сельским туризмом и агро-туризмом. И одно, и второе, и третье направление туризма находятся в России ещё только в зачаточном состоянии. По этим направлениям у нас в стране ещё не сформировался практический опыт применения и не сформировался пул ответственных профессионалов. И тем печальнее, что при этом положении очень многие люди устремились по этим направлениям писать статьи, проводить обучающие семинары и, более того, создавать и продавать гастро-туры, не имеющие к гастрономическому туризму абсолютно никакого отношения. Такое поведение вносит сумбур в головы и туристов, и предпринимателей, для которых тематика гастрономического туризма и развития сельских территорий интересна, привлекательна. Не хочу оценивать тут профессионализм таких писателей, консультантов и разработчиков псевдо гастрономических туров. Но у большинства из них существует, как минимум, некоторое непонимание сути предмета. Наиболее частым недопониманием или заблуждением в среде этих специалистов – считать агротуризм, сельский туризм и туризм гастрономический либо взаимозаменяемыми терминами, либо компонентами одного явления. Ничто не может быть дальше от истины, чем подобные взгляды. И вот по какой причине.

Сельский туризм не является разновидностью гастрономического туризма. Безусловно, сельское хозяйство имеет для гастрономического туризма важное значение, т.к. делает возможным приготовить нам выращенную на селе пищу. Но если во время сельского тура вы чем-то там пообедали или позавтракали, погладив перед этим телёнка и купив в дорогу десяток яиц, это вовсе не означает, что вы совершили гастрономический тур на село. Нет. Вы просто погуляли по ферме, попили молочка и поехали домой. Гастрономический же тур включает в себя намного более широкий спектр услуг, событий и мероприятий для туриста.  Выше сказанное относится и к агротуризму, как к разновидности сельского туризма, предполагающей знакомство с хозяйством, с сельскохозяйственной деятельностью и даже может включать в себя посещение сельскохозяйственного рынка. Как вид деятельности, сельский или агротуризм могут быть популярны только среди жителей данного района или для туристов из близ лежащих районов. Но это не может быть привлекательным для туристов из других регионов страны или из-за рубежа. Очень не многие туристы будут готовы платить деньги, чтобы оседлать лошадку или купить кучу ревеня для дома. Экскурсии по ферме могут быть довольно популярны для посещения с детьми, что является ещё одной причиной, почему это привлекательно лишь для близ лежащих районов, т.к. ехать на вашу ферму из другого региона, оплачивая проезд и экскурсию на всю семью – экономически дорого и нецелесообразно. Так же, в последнее время, некоторые люди стали интересоваться родословной продукта, чистотой его производства, содержанием и благополучием животных. Но всё это больше относится к вопросам пищевого производства и имеет совсем мало общего с туризмом. Безусловно, что некоторых туристов это тоже может интересовать и они готовы включить в свой маршрут такой пунктик. Но реально таких туристов очень немного. Другими словами, сельское хозяйство само по себе имеет крайне ограниченное предложение, что в свою очередь имеет ограниченный экономический потенциал в долгосрочной перспективе посещаемости. Наша Ассоциация гастрономического туризма уважительно относится к сельскому хозяйству и фермерам. Мы признаём, что пользуемся на нашей кухне выращенными на селе продуктами. Лучшие из этих продуктов мы мечтаем видеть в наших холодильниках или в ресторанах. И именно поэтому мы взаимосвязаны друг с другом, хотим идти в одной связке с сельским туризмом, хотим помочь его развитию и долгосрочному процветанию. Ведь в арсенале нашей Ассоциации гастрономического туризма России находится весь международный опыт и все самые актуальные механизмы развития регионов, городов и сельских территорий.