КАК НЕ НАДО
КАК НЕ НАДО
В марте этого года прошли, наверное, наиболее значимые события месяца в области туризма России: выставки Интурмаркет и МITT. К самим выставкам никаких вопросов нет и, собственно, быть не может. Выставка и выставка. А вот по экспонентам выставок весьма любопытная картина.
Я не собираюсь, как обычно ранее, что-то тут брюзжать. Во-первых, надоело. Во-вторых, мозгов от этого ни у кого не прибавится. Одно могу, по-прежнему, сказать однозначно: гастрономического туризма в стране как не было, так и нет. Интересующиеся есть, стремящиеся есть, а гастрономического туризма нет. Основных причин этому – несколько. Выделю главные из них: отсутствие знаний (хотя бы базовых, не говоря о большем), отсутствие понимания предмета (вытекающее из отсутствия знаний), отсутствие осознанной заинтересованности и неумение вести деловые переговоры (вытекающее из отсутствия знаний, элементарного понимания предмета + личная низкая культура/воспитанность, граничащая с необоснованной самоуверенностью, снобизмом и простым хамством). Но невоспитанные хамы крайне редко осознают собственную невоспитанность и хамство. Поэтому имеем то, что имеем. Теперь давайте рассмотрим конкретные примеры, попытаемся их проанализировать, разобрать и понять, как не надо делать даже из лучших побуждений. Ибо всем известно, что дорога в ад вымощена благими намерениями. Особенно когда благие намерения есть, а в голове чего-то там нет. Лёгкий ветерок только дует и в барабан кто-то постукивает.
ТРИ СТАДИИ «СПЕЦИАЛИСТОВ»
Я ранее уже когда-то упоминал об основной проблеме выставляющихся регионов. Это отсутствие на рабочем месте (а твой выставочный стенд и есть здесь рабочее место) лиц, принимающих решения. То есть первых лиц региона, ответственных за туризм на вверенной им территории. Говорящие головы, как я их (литературно выражаясь) называю, даже разодетые в свои национальные костюмы или единую корпоративную/ведомственную униформу – безусловно хорошие люди. Но в силу своих компетенций не владеющие в нужном объёме нужной информацией. Рекламный буклетик ротозеям выдать и о каких-либо сомнительных фишках им рассказать – это пожалуйста. А вот на большее – извините. Ничего личного. Просто уровень компетенций не тот. А те самые первые лица где-то ходят, тусуются друг с другом, может в ВИП-зоне для положенцев кофе пьют, может даже на семинар к каким-то умникам пошли. А по факту – не делом занимаются. Для общения друг с другом специально летучки в МинЭко есть или Скайп. ВИП-зоны вообще плебейство какое-то, разделение на патрициев и смердов, на пацаков и чатлан. Нормальный руководитель ОБЯЗАН постоянно присутствовать на своём стенде! Это твоя работа! Тебе за это бюджет билет в СВ купил, гостиницу оплатил и командировочные выдал! Я понимаю, что огромный поток людей проходит, большинству из них вообще ничего не нужно кроме лясы поточить и буклетиков набрать. НО!!! Поиск настоящего клиента или партнёра можно сравнить с добычей золота: промоешь через сито тонны песка, прежде чем наткнёшься на золотую крупицу. И вот именно для этого момента и должен на месте быть самый главный специалист, чтобы не обладающие должными компетенциями статисты или клерки не прозевали золотую крупицу! Ну как можно этого не знать? Как можно не понимать столь элементарные вещи? А по московским магазинам и кофейням можно и после мероприятия походить. Благо, выставки до 18:00 работают.
Но это я отвлёкся немного, простите. Пишу-то я все свои статьи и выступления всегда «из-под ножа», без правок и редактур. Так вот про три стадии хотел сказать… Про три стадии чего – даже сказать не могу. Слово подобрать не получается. Тем более чтобы прозвучало не обидно. Итак…
Ко всем, к кому подходил на стендах, говорил одно и то же: «Здравствуйте! Хочу узнать о положении гастрономического туризма в вашем регионе. Хочу понять, какие у вас с этим проблемы. Возможно, мы сможем быть полезны друг другу, сможем друг другу чем-либо помочь». Ну, или примерно так говорил. Смысл, по крайней мере, был таков. Вообще-то это нетворкингом у нормальных людей называется.
ПЕРВАЯ СТАДИЯ «СПЕЦИАЛИСТОВ»: У нас в регионе с гастрономическим туризмом всё прекрасно! Мы проводим гастрономические фестивали шашлыков на вилах, блинов на лопате, гастрономические ужины узбекской кухни! У нас есть свои уникальные региональные бренды из порошкового бисквита и технического мёда, соевые полуфабрикаты и прочее барахло! У нас есть фермерские хозяйства, где ты не сможешь переночевать и три раза в день наесться продуктов «от фермы к столу», но стоя по колено в навозе сумеешь погладить кролика, помыть корове вымя и увезти с собой на память офигенный пучок сельдерея! Ещё у нас есть гостевые дома в центре промышленной зоны между местным цементным заводом и целлюлозно-бумажной фабрикой. Или же, на выбор, есть гостевые дома в муркиной заднице, куда ты по бездорожью замучаешься гробить свой Хундай Солярис и глотать пыль. Но и там, и там, тебя вкусно накормят свежайшими продуктами из ближайшего магазина «Магнит» по старинным русским рецептам. От тебя нам вообще ничего не надо, у нас всё распрекрасно, а если тебя чего не устраивает – нам с дураками разговаривать некогда. Напиши свои предложения нашему старшему помощнику младшего дворника и он непременно их рассмотрит. Потом. Если ты, конечно, захочешь. Всё. Пшёл вон, дурак. И морды лица при этом злые-злые.
ВТОРАЯ СТАДИЯ «СПЕЦИАЛИСТОВ»: Ой! Мы как раз сейчас активно занимаемся развитием гастрономического туризма! Сам бог нам тебя послал! У нас нет денег, нет знаний и мы ни черта не соображаем в гастрономическом туризме. В голове у нас шаблоны, вбитые туда преподавателями Орехово-Кукуевского заочного института железнодорожного транспорта. Но ты спроси, родной, всё что тебя интересует! Может нам, заодно, чего подскажешь! А так как ты, мужик, какую-то хрень несёшь, понять которую моих куриных мозгов не хватает — мне срочно в уборную нужно. Но ты это, заходи если что. И глаза добрые-добрые.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ «СПЕЦИАЛИСТОВ»: Какой туризм??? Какой-какой??? Не поняла. Повтори. Какой??? Астрономический? А какой? Гастрономический??? Дурак что ли? Ходят тут всякие. А ещё в пиджаке как порядочный. Описывать изумлённо-глупое выражение лиц не стану, ибо обидно будет.
Смешно? А вот ни слова не выдумал. Все диалоги реальные…
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
Дабы отсебятину не городить, процитирую странный ТГ-канал странных людей о гастрономическом туризме: …»Белгородская область также презентовала свой гастрономический потенциал: сегодня на площадке региона угощали Прохоровской кашей, которая является победителем национального конкурса «Вкусы России»… Первый раз слышу. Не поленился загуглить и получил ответ: «Готовят прохоровскую кашу из пшена. Его перед варкой необходимо обдать кипятком, чтобы не было горечи. Сначала нужно обжарить лук на растительном масле и сале до золотистого цвета, потом добавить в кастрюлю тушенку и воду. Когда вода закипит, надо засыпать пшено, посолить и поперчить кашу и оставить томиться на медленном огне. Через 40 минут огонь выключить, кастрюлю накрыть крышкой и оставить на полтора часа»… Счастья полные штаны! А я всё думал, где бы мне пшёнки с тушёнкой поесть. Непременно ради этого на Белгородчину махну… То ли я совсем уж мизантропом стал, то ли с гастрономическим потенциалом там что-то странное. Я уж даже не спрашиваю, откуда продуктишки. Не иначе как пшено и тушёнка были собраны любящими руками заботливых и трезвых белгородских мужиков. Локальный продукт, неповторимый местный вкус…
Я с уважением отношусь к Белгородской области, её жителям и губернатору. Ничего личного. Но уж больно пример потрясающий. Образчик того, как не надо делать совершенно. Давайте разберём по косточкам.
Злые языки из профсообщества поговаривают, что изначально на Белгородчине появился банальный фестиваль банальной каши. Такой же банальный, как и все банальные фестивали банальной каши по всей России. А потом появился новый губернатор и проявил креативность. Что, мол, за банальная каша как у всех? Пусть у нас будет не просто каша, а Прохоровская. Сказано – сделано. Ага. Креативненько… Что здесь не так?
Если кто не понял моего ернического тона в начале абзаца – поясню. В чём уникальность? Я из Москвы (да хоть и не из Москвы) поеду за 100 вёрст лаптем кашу хлебать? Кашу у нас почти вся страна ежедневно минимум дважды в день ест: на завтрак, на ужин и ещё в заводской столовой на обед. Хоть Прохоровская, хоть не Прохоровская, хоть Сидоровская, хоть ЧерезЗаборНогоЗадерищенская. Каша она и в Африке каша. В чём уникальность продукта? В чём уникальность региона перед другими? В пшене с тушёнкой???? Это уникальный вкус? Нет. Это уникальная технология приготовления? Нет. Это не масштабируется и невозможно приготовить на любой кухне любой квартиры? Нет. Мне больше нигде не найти тушёнку и пшено? Нет. Может быть, это локальный сорт пшена и тушёнки с неповторимым уникальным местным вкусом? Тоже нет!!! И как недавно сказал товарищ Путин (правда, по другому поводу): «Скучно, девочки»… Скучно. Не интересно. Банально. Ни о чём. И это типа гастрономический потенциал???
Ещё глупее Прохоровской каши только легенда появления Прохоровской каши. Местные маркетологи постарались? Хотя, может «ума хватило» за деньжищи лютые маркетологов из Москвы нанять, чтобы такой бред для идиотов состряпать? Вот ей богу – даже не удивился бы…
И так – легенда! «Однажды у великого полководца Суворова в его армии практически закончились продукты. Тогда он взял пшено, масло, сало, лук, тушёнку и сварил всё это вместе»… Ничего себе, продукты кончились! Чтобы я так жил! В 1799-м году!!! Правда, тушёнка появилась на свет сто лет спустя, но это детали. Правда, кашу на Руси готовили задолго до Суворова, но это тоже детали… На разных сайтах эту чушь тиражируют по разному, но сходятся в одном: кашу придумал Суворов с голодухи где-то в Альпах 200 лет назад, в конце 18-го века. Но Прохоровской она стала недавно (в 21-м веке) в честь танкового сражения под Прохоровкой во время Великой отечественной (в середине 20-го века). А танкисты-то и не знали… Как в старой пословице: «В огороде бузина, в Киеве дядька». Честно говоря, мне даже писать стыдно эти строки. Стыдно перед Суворовым, перед погибшими в ВОВ танкистами, перед Минсельхозом эту дурь наградившего ради патриотизма сомнительного, перед баранами эту дурь тиражирующими бездумно…
ВИШЕНКА НА ТОРТЕ
Всю эту дурь и хамство можно описывать бесконечно. Чем, собственно, я периодически и занимаюсь уже почти лет десять. Уже не просто стыдно, но даже мерзко и тошнит. Закончу описание творящегося паскудства (простите, но другого термина нет) рассказом про фотографию к статье. Вот эти вот чудесные красивые разноцветные шарики. Фото сделано мною лично на выставке MITT. Знаете что это? Это раскрашенное дерьмо слона! Зачем? Нюхать!!! Экспоненты, блин…
P.S.: У индейцев есть старая поговорка: Если лошадь не идёт, то может быть уже пора слезть с дохлой лошади? Не знаю как вы, а я пожалуй слезу…
20.04.2023 Парамонов А. Н.