Интервью для ТПП РФ

В декабре 2019 года мы дали интервью для ТПП РФ, которое и было опубликовано на страницах официального печатного издания этой организации — в журнале «Путеводитель Российского бизнеса». Для формата этого журнала наше интервью было опубликовано в несколько сокращённом виде. Мы же предлагаем вам прочитать полную версию этого интервью.

Наша Ассоциация гастрономического туризма России началась как проект ещё в далёком 2013-м году, а официальной, юридической датой нашего основания является начало 2015 года. Это даёт нам основание считаться основоположниками Российского гастрономического туризма, стоящими у самых истоков создания в стране этого самого вкусного и наиболее привлекательного вида туризма. Ну а то, что мы с самого начала и до сегодняшнего дня являемся единственной в России профильной организацией, профессионально и ответственно развивающей в стране гастрономический туризм – совершенно неоспоримый факт. Всё выше перечисленное накладывает на нас не только высокую долю ответственности за развитие в стране гастрономического туризма, но и даёт право задавать направления этого развития. Но, к сожалению, когда возникает новый, модный тренд (каковым сегодня является гастрономический туризм) – появляется и множество желающих извлечь из этого тренда максимум личной выгоды, пока тренд ещё горячий и спрос на него не остыл. Появляются отдельные люди и организации, весьма произвольно трактующие гастрономический туризм, тем самым тиражируя профанацию в обществе и распространяя удобные для себя мифы. Развенчать основные, из существующих сегодня в России, мифы – мы и постараемся в данной статье.

МИФ 1: ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ – ЭТО ОЧЕНЬ ПРОСТО

Один человек мне однажды искренне сказал: «Что может быть проще? Если ты три раза помолился и один раз поел – это туризм паломнический. А если ты три раза поел и один раз помолился – это уже туризм гастрономический». Конечно, определённая логика в этом есть. Но, на минуточку, в Европе и за океаном гастрономический туризм развивают уже более 20-ти лет, написано множество научных статей и исследований на эту тему, при разного рода учебных заведениях созданы курсы и факультеты обучения гастрономическому туризму, а до гастрономического рая большинству из этих стран ещё расти и расти при этом – значит что-то здесь явно не совсем так уж просто. Гастрономический туризм сегодня является отдельной отраслью мировой экономики, во многих странах эта отрасль экономики является локомотивом развития городов и сельских поселений, создания новых рабочих мест и основным источником пополнения местных бюджетов. И как любой другой отрасли экономики, отрасли гастрономического туризма необходимо учиться. Как пример: я пришёл в гастрономический туризм 8 лет назад, имея за спиной опыт руководящей работы в индустрии гостеприимства и ресторанном бизнесе более 25-ти лет на тот момент. При этом я 6 лет дистанционно, почти ежедневно, учился лично у основателя гастрономического туризма как мировой индустрии экономики г-на Эрика Вольфа. И при этом даже сегодня я продолжаю учиться гастрономическому туризму, поддерживая себя в тренде, отслеживая и переосмысливая новые тенденции в этой отрасли, анализирую новые опыты и инициативы других стран и прочее и прочее. И это не говоря о наличии у вас, хотя бы, если уж не полноценного опыта работы в ресторанном бизнесе и в производстве продуктов питания, то хоть определённого представления и понимания об этом. Прежде чем вести речь о создании индустрии гастрономического туризма в вашем регионе или отдельном населённом пункте – вам необходимо обучить и подготовить собственные кадры. Ведь до сих пор без этих подготовленных кадров на местах, о гастрономическом туризме даже на одном языке поговорить не с кем. О том, как наладить на местах, на ваших территориях, обучение гастрономическому туризму, вы можете более подробно ознакомиться в написанной мною не так давно для Министерства Экономического Развития РФ «Концепции развития гастрономического туризма в России», которая опубликована на нашем сайте www. агтр. рф. Хотелось бы особенно обратить ваше внимание на то, что эта написанная мною Концепция нашла своё отражение в

общей «Концепции развития туризма в России до 2035 года», с которой вы все уже, наверняка, ознакомились. В свою очередь, наша Ассоциация гастрономического туризма России готова помочь вам и оказать всемерную поддержку в развитии индустрии гастрономического туризма на ваших территориях, вдохнув в них новую жизнь, приток туристов, деловой активности и финансовых поступлений.

МИФ 2: ГАСТРОНОИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ – ЭТО ОЧЕНЬ СЛОЖНО

Абсолютно все 100% путешественников хотя бы три раза в день хотят есть и пить. Из них 93%  заинтересованы в уникальных или незабываемых впечатлениях от продуктов питания или напитков, помимо обычных обедов и ужинов. При этом необходимо чётко понимать, что путешественник – это не только турист. Путешественник – это ещё и командировочный, и заскочивший к родне в гости на денёк, и даже транзитный пассажир. Таким образом, фактически каждый из них может считаться вашим потенциальным гастрономическим туристом. Местные владельцы бизнеса и маркетологи ваших территорий  должны уяснить и запомнить, что уникальные и незабываемые блюда, продукты питания и напитки, отныне должны быть неотъемлемой частью вашей маркетинговой стратегии. Интерес к еде и напиткам возрос в последние годы. Но из-за неправильного понимания того, что такое гастрономический туризм, маркетинговые организации дестинаций не уделяют внимание продвижению своих продуктов питания и напитков. Большинство территорий считают, что им нечего предложить, когда дело доходит до еды и напитков. Хотя это и может иметь место в некоторых областях, но чаще всё, что требуется — это показать, что можно сделать с помощью доступных местных продуктов. Еда и напитки в туризме чрезвычайно важны. Повторюсь, что 100% путешественников едят и пьют, хотя и не все из них мотивированы путешествовать ради еды и напитков. Путешественники могут посетить дестинацию и вернуться домой с воспоминаниями про одинаковые во всём мире гамбургеры и кофе. Или же они могут вернуться с воспоминаниями (не говоря уже о фотографиях, видео, историях и даже статьях в блогах) про ваши местные продукты питания и напитки, а так же про местные гастрономические сувениры. А ведь эти воспоминания – бесплатная реклама вашей дестинации, т.н. сарафанное радио. Вы ведь все наверняка знаете, что основная задача любой дестинации – это не только завлечь к себе туриста какой-нибудь местной достопримечательностью или событием, но заставить этого туриста вернуться к вам ещё и ещё. Но если турист заскучает по, пусть даже уникальным, видам вашего города, то он сможет просто пересмотреть свои фотографии из поездки. А вот если турист заскучает по уникальному и неповторимому вкусу ваших местных блюд/напитков – тут уже фотографии не перелистнёшь. За уникальным вкусом вашего места придётся только ещё раз вернуться. Это же так просто? Просто. И, как видите, ничего сложного.

МИФ3: ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРИВЛЕКАЕТ ТУРИСТОВ

Привлекает. Но не сразу. И не всегда. А ещё чаще – вообще не привлекает никогда. И проблема тут не в бессмысленности гастрономического фестиваля как такового, а в бессмысленных подходах к его организации. Я перебывал на всех, более-менее, громких гастрономических фестивалях страны. К сожалению, практически у всех всё как под копирку: ряды кавказских шашлыков, турецкой шаурмы, американских бургеров (всё из импортного замороженного мяса), а также соевые сосиски и колбасы местных промышленных заводов (не говоря уже про варенья из киви, фейхоа и прочих заморских фруктов). Потратив немалые суммы бюджетных денег на организацию этих фестивалей, местные власти, возможно, даже выходят на самоокупаемость или прибыльность события ( в чём, лично я, сомневаюсь), продавая участникам гастрономического

фестиваля место под торговлю за немалые деньги. А продав место под торговлю, организаторам уже совершенно безразлично, чем и каким продуктом торгует предприниматель. И за видимым снаружи ярким фасадом скрывается, как минимум, экономическая бесполезность: идёт торговля низкокачественным и импортным продуктом, тем самым вместо местной экономики поддерживая зарубежного производителя и зарубежную экономику. Зачем же туристу ехать в соседний регион, за несколько сотен, а то и больше, километров? Зачем ему ехать на этот фестиваль снова в следующем году и друзей с собою звать? Чтобы поесть шаурму, которую у него и под окном спокойно продают? Или за сомнительной «экзотикой» в виде блинов на лопате с шашлыками на вилах? Гастрономический фестиваль как метод продвижения определённой дестинации имеет смысл и эффективность только при наличии локального продукта, неповторимых местных блюд и вкусов. Это база. А уже на эту базу, в свою очередь, можно будет, при желании, добавлять разные надстройки и чудачества. Да хоть всё тех же старушек в кокошниках с блинами на лопатах, расписанных под Хохлому.

МИФ 4: ГАСТРОНОМИЧЕСКАЯ КАРТА РАССКАЖЕТ О ВАС ВСЕМУ МИРУ

Вот уж миф – всем мифам миф. Для начала: тот же борщ в России едят везде:  от Крыма до Камчатки. И в чём тут ваша уникальность? Да и вообще, привычный нам в сегодняшнем виде борщ ни коим образом не является русским блюдом. Или за раками надо ехать в Ростов-на-Дону. А в Подмосковье или Тверскую область не надо? Перечислять набор неумных штампов можно до бесконечности. И никому совершенно не приходит в голову, что всего-то и нужно лишь посмотреть на вопрос с другой стороны. У нас огромная страна. У нас только одна Ленинградская область равна по размеру четырём европейским государствам. Ну невозможно объять необъятное и нанести все вкусные места и специалитеты на общую карту России. Но отдельные регионы с маниакальным упорством тратят огромные бюджетные деньги, чтобы на эту общую карту попасть хоть с одним каким-нибудь блюдом. А остальные местные уникальные блюда? Да и кому приходит в голову наивная мысль, что кто-то из Бразилии, например, поедет в ваш город Nск за кулебякой, да ещё и из бразильского оттаянного мяса (как практика показывает). На Руси это раньше называлось «ехать за 100 вёрст лаптем щи хлебать». Экономически не целесообразно. У каждого городка должна быть своя собственная гастрономическая карта (при учёте, если вам есть что на неё нанести). А чтобы было что на неё нанести – опять же потрудиться придётся. Да и не карта у вас своя должна быть, а скорее путеводитель. И путеводитель этот должен быть не в виде красивого вранья в абстрактных статья Интернета. Он должен продаваться в каждом газетном киоске, лежать на тумбочке в каждом гостиничном номере. Этот путеводитель должен продаваться и продавать, его должны увозить как сувенир и память. И не приведи Господь в этом путеводителе хоть толику малую наврать. Наврёте – репутацию города на долгие времена потеряете. Гастрономическое место вашего города должно быть реально гастрономическим: локальные блюда и напитки, приготовленные из локальных же продуктов. Люди не едут на название блюда! Люди едут на вкус блюда! Неповторимый местный вкус! А неповторимый местный вкус достигается лишь исключительно вкусом местного продукта, впитавшего в себя местную воду, местный воздух, местные особенности почвы и трав. И вот только тогда, заработав со временем репутацию честного, вкусного, натурального и гостеприимного места, о вас узнает вся Россия, а за ней и весь мир. Очень надеюсь, что по прочтении данного материала вы не испугались трудностей, не махнули рукой на создание подлинного гастрономического туризма, а лишь почувствовали азарт и неуёмное желание сделать свою малую, да и общую, Родину по настоящему вкусной и гостеприимной. Делайте! Не сдавайтесь! А потребуется помощь – наша Ассоциация гастрономического туризма России всегда вас поддержит и советом, и делом.